maksim_usachov (maksim_usachov) wrote,
maksim_usachov
maksim_usachov

Category:

Матч. Не в счете дело

/Посмотрел «Матч»/

Лично мне в современном российском кинематографе нравится практически все. Кроме одной мелочи: он мертвый. Нет-нет. Дело не в том, что не снимаются фильмы, или качество их стремится к нулю. Тут-то как раз все не так печально, как хотелось бы некоторым. Просто большинство фильмов изначально рождаются мертвыми. Их тела, сшитые наследниками доктора Франкенштейна, могут радовать промоциями и точностью стяжки. Вот только манипуляции по оживлению этих монстров прошли неудачно. Или про них вовсе забыли: сшили и отправили заказчику. Вот и «Матч», несмотря на внешнюю красоту линий мне показался недооживленным. Это вдвойне обидно оттого, что тема фильма такая болезненная.



Меньше всего хочется углубляться в дискуссию: насколько мифична история, по которой снимался фильм. Большого смысла в этом не вижу. История, баба дурная, да и слаба, по-женски слаба, чтобы требовать еще и в кино какой-то исторической правды, не говоря уже о справедливости. Более того, даже если все было совсем не так, как рассказано в фильме, это никакого отношения к художественной части не имеет. Отвергать фильм только потому, что есть сомнение в каких-то фактах – это все равно, что кромсать все «Звездные войны», только потому, что космические корабли там громко взрываются. Лично мне история «Матча» показалась цельной и вполне киношной – и что еще надо?

Проблема в другом. Как по мне любое искусство должно быть не просто красивым. Оно должно делать нечто больше: проникать в разум человека, глубоко в эмоции, проникать огромным дрыном и чем тот будет больше, тем лучше и проворачивать там, проворачивать, до криков и соплей. И коммерческий фильм делает все одинаково. Просто драма этот дрын сует в центры боли, а комедия – удовольствия. Разница на самом деле не принципиальная. После просмотра матча остается ощущения, дрыном в тебя постучали, но черепную коробку не вскрыли. Только в единственном и самом неожиданном для меня месте какие-то эмоции шевельнулись: в любовной линии. Тут, как ни странно, сценарист, режиссер и актеры смогли выдавить из себя немного эмоции. В результате неизбежная для современного кинематографа лирическая часть, смотрится даже на удивление органично. Видимо чувствуя это, авторы буквально вцепились в нее, уделив времени больше, чем посвящали прославлению советского строя в эпоху соцреализма.

Все остальное сделано как-то без огонька. Ни краткий миг фронта, ни лагерь военнопленных, ни даже Бабий Яр снято абсолютно безжизненно. Это ужасает даже больше. Голые тела, аккуратно сложенные, в идеальном порядке, да так чтобы не испугать цензоров мелькнувшей сиськой. Все это больше напоминает какой-то популярный ныне арт-проект, флэш-моб, а не трагедию. Точно также с такой же поразительной отстраненностью, что впору пугаться такой бездушности. Честно говоря, действительно начинает казаться, что сделано это исключительно на заказ, самих создателей происходящее на экране волнует мало. Вот только встрепенулись немного на любви и опять натужно снимаем оккупацию, украинских националистов и суетливых немцев.

Вызывает это только одно чувство – отторжение. Понятное дело, авторы поставлены в довольно сложные условия, когда зритель перегружен не только цинизмом, но и защитной душевной черствостью. Черепная коробка не каменная даже, а железобетонная, чтобы пробиться требуется «Большая Берта»(*), как минимум. Они страшно далеки от всех возможных тревог и ужасов. Пробиться к ним намного сложнее, чем до тех, кто видел ужасы войны воочию. Плачущими детьми не проймешь. Вот только это не оправдание. Это показатель готовности авторов самим выворачивать свои души. Может виной всему лень, может еще какой-то фактор, например то, что сценаристов сразу четверо – не знаю. Но получилось как-то до обидного неэмоциональный фильм. Я бы даже сказал неэмоциональный до обесценивания, несмотря на то, что пласт задет вроде бы правильный, а режиссер опытный.
жж_post_121127_02

Может быть виноват как раз пресловутый профессионализм? Слишком уж часто он понимается на мой взгляд словно набор перков(*), коллекция сертификатов и дипломов. Но когда речь идет о том, чтобы вывернуть душу сначала себе, а потом зрителю, то выясняется, что на количество хит-поинтов(*), собранные свитки никак не влияют. 

АПД. Что интересно раньше мне фильмы этого режиссера казались убедительней. Может цинизм во мне пророс еще глубже?





Tags: безумный мир, мыслю, фильм
Subscribe

  • Театр на Чайной: «Если бы акулы стали людьми» по Б. Брехту. То ли рецензия, то ли пасквиль

    Обычно я интересуюсь, на какую собственно пьесу собираюсь идти. Но в последний год-два делаю это реже. Предпочитаю сюрпризы. И вот почему. Мне все…

  • (no subject)

    Самое печальное, что вся современная элита росла с нами в одной песочнице. Вот смотришь на цирк в Раде, на раскормленное мурло в телевизоре, на…

  • (no subject)

    Глубоко в нас въелось европопочитание. Все только и носятся с французским фильмом, в котором вдруг рассказали правду о ситуации на украине. Вот надо…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Театр на Чайной: «Если бы акулы стали людьми» по Б. Брехту. То ли рецензия, то ли пасквиль

    Обычно я интересуюсь, на какую собственно пьесу собираюсь идти. Но в последний год-два делаю это реже. Предпочитаю сюрпризы. И вот почему. Мне все…

  • (no subject)

    Самое печальное, что вся современная элита росла с нами в одной песочнице. Вот смотришь на цирк в Раде, на раскормленное мурло в телевизоре, на…

  • (no subject)

    Глубоко в нас въелось европопочитание. Все только и носятся с французским фильмом, в котором вдруг рассказали правду о ситуации на украине. Вот надо…